Инженерно-геодезические изыскания железных и автомобильных дорог
При выполнении инженерно-геодезических изысканий для проектирования строительства автомобильных и железных дорог следует руководствоваться СНиП 1.02.07-87, государственными стандартами и ведомственными строительными нормами.
Целью инженерно-геодезических изысканий является сбор топографо-геодезических материалов и данных, требуемых для составления:
- проектной документации для технико-экономических расчетов (ТЭР) и технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства автомобильных и железных дорог;
- рабочих документов для строительства железных и автомобильных дорог.
Отличительной чертой инженерно-геодезических изысканий является неразрывность процесса изысканий и проектирования, так как для определения объема и состава изысканий необходимы предварительные проектные разработки, а для обоснования и разработки проектных решений - материалы исследований.
Инженерно-геодезические изыскания для строительства автомобильных и железных дорог выполняются проектно-изыскательскими организациями Минтрансстроя и Министерства путей сообщения России. Непосредственно работы осуществляются комплексными экспедициями, включающими партии (отряды).
Для проведения аэрофотосъемок и топогеодезических работ генеральный проектировщик заключает договор субподряда со специализированными предприятиями и организациями. Программа изысканий учитывает природные условия, стадию проектирования и характер проектируемого объекта.
Инженерно-геодезические изыскания включают в себя:
- сбор и анализ топографической информации об участке (районе) изысканий;
- отбор требуемых проектных решений для полевых работ и камеральное трассирование;
- подготовку планово-высотной геодезической основы;
- топографическую съемку местности в масштабах 1:5000 – 1:500, в том числе съемку наземных и подземных сооружений и коммуникаций, ЛЭП, ЛС и трубопроводов;
- полевое трассирование линейных сооружений;
- спецработы (съемка плана железнодорожных путей, продольных и поперечных профилей, наружные измерения зданий, устройств и сооружений, координирование главных элементов сооружений, измерение полных и полезных длин железнодорожных путей на станциях, габаритов строений и т.п.);
- геодезическую подготовку геологических и гидрометеорологических изысканий;
- разработку и размножение инженерно-топографических планов, создание трехмерных компьютерных моделей местности.
Изыскания для проектирования и строительства железных и автомобильных дорог проводятся в три этапа:
- подготовка;
- полевой этап;
- камеральный этап.
Во время подготовки производится:
- сбор, обработка и обобщение ранее выполненных геодезических, картографических и прочих материалов, связанных с районом изысканий;
- исследования, которые необходимы для выбора приемлемых вариантов трассы;
- организационные работы (совместная с заказчиком подготовка задания на разработку проекта, составление программы изысканий, определение стоимости работ, получение разрешительных документов, оснащение полевых подразделений и т.п.).
Во время полевого этапа выполняются топографо-геодезические работы и обследования в соответствии с программой изысканий. Также при этом осуществляются камеральные работы с целью контроля качества и точности производимых работ.
Камеральный этап включает заключительную обработку полевых материалов, оформление графических и текстовых документов, подготовку технических отчетов, сдачу полученных материалов в архив.
По требованию заказчика ему передается технический отчет с приложениями. Картограмма выполненных работ передается регистрирующим органам.